||
Краткое описание

В МКБ «Факел» автоматизирован оперативный контур на базе решения «1С:ERP Управление предприятием». Реализация проекта велась в соответствии с технологией АртАйТи, особенность которой — разработка «Дорожной карты» и моделирование процессов «Как есть» и «Как будет». В результате автоматизированы ключевые бизнес-процессы оперативного контура предприятия, что позволило на 20% ускорить получение управленческой отчетности, на 5% сократить производственные издержки, на 10% ускорить обработку заказов.

АО «МКБ Факел»
Заказчик

АО «Машиностроительное конструкторское бюро „Факел“ имени академика П. Д. Грушина» — ведущая организация в области проектирования и разработки изделий, применяющихся в системах противовоздушной обороны. Продукция предприятия применяется в оборонном комплексе РФ. С 2002 года входит в АО «Концерн ВКО «Алмаз — Антей».

1
Цели и задачи

Ключевые бизнес-цели проекта:

  1. Повысить управляемость и прозрачность работы предприятия.
  2. Снизить риски срывов сроков исполнения заказов, обеспечив контроль над всем циклом прохождения заказа.
  3. Снизить трудозатраты на ручную обработку и дублирование информации за счет создания интегрированной информационной системы.

Задачи проекта:

  1. Обеспечить прозрачность цикла прохождения заказа (от создания заказа до отгрузки изделий) с возможностью получения из единой информационной системы необходимых данных о состоянии выполнения заказа.
  2. Исключить трудоемкую работу пользователей по дублированию информации в нескольких системах, снизить ошибки ввода данных.
  3. Внедрить информационную систему на базе «1С:ERP Управление предприятием» вместо устаревших программных решений и разрозненных локальных хранилищ данных в MS Excel, интегрировать смежные информационные системы с 1С:ERP, согласно целевой архитектуре информационных систем.
  4. Обеспечить эффективное взаимодействие и обмен информацией между основными подразделениями предприятия, участвующими в проектировании и производстве продукции.
2
Ситуация до старта проекта

На момент начала проекта автоматизации информационная система предприятия была построена с использованием:

  • системы для ведения бухгалтерского и налогового учета, ведения учета остатков на складах;
  • PLM-системы стороннего вендора — в качестве системы разработки и ведения конструкторско-технологической документации;
  • «1С:Документооборот» — для согласования приказов и служебных записок.

При этом существенный объем информации велся в MS Excel — из-за отсутствия других систем автоматизации, либо как дополнение к существующим.

Таким образом, парк программного обеспечения был представлен набором информационных систем, решающих отдельные задачи. Информационные системы были дезинтегрированы между собой, что приводило к существенным затратам времени на дублирование сотрудниками информации в различных системах, ошибкам, снижению доверия к существующим данным.

Отсутствие на предприятии единого информационного пространства и систематизированных инструментов планирования, обеспечения и контроля выполнения основной деятельности предприятия приводило к таким негативным последствиям как увеличение рисков срыва сроков выполнения заказов, росту затрат на их выполнение.

Для решения указанных проблем в компании было принято решение реализовать проект внедрения единой ERP-системы. В качестве инструмента была выбрана «1С:ERP Управление предприятием».

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Оперативный контур предприятия автоматизирован на базе решения «1С:ERP Управление предприятием». 

Архитектура информационных систем по результатам реализации проектного решения упрощенно представлена на схеме.

MKB_Fakel_Shema.jpg

Архитектура информационных систем

Реализация проекта и основные работы, выполненные в ходе его реализации

Проект был начат в марте 2021 г. В процессе реализации проекта специалистами компании АртАйТи совместно с проектной командой от МКБ «Факел» был выполнен значительный объем работ по подготовке системы и запуску ее в эксплуатацию, в том числе:

  1. Проведено обследование предприятия и разработано описание модели бизнес-процессов «Как есть» и «Как будет». В ходе данной работы выявлена проблематика в существующей модели бизнес-процессов и определены требуемые изменения.
  2. Для анализа возможностей построения решения на базе системы «1С:ERP Управление предприятием», были настроены контрольные примеры, позволяющие оценить возможности автоматизации бизнес-процессов предприятия с помощью типовой функциональности системы, а также определить разрывы между существующими требованиями и типовыми возможностями системы.
  3. Разработана функциональная модель, описывающая реализацию решения, включая описание перечня необходимых доработок системы, примеры отчетов и печатных форм, описание правил обмена данными со смежными системами.
  4. Выполнены согласованные доработки системы и проведена их демонстрация.
  5. На сквозном примере проведено интеграционное тестирование разработанного решения.
  6. Проведены мероприятия по подготовке системы к запуску, в том числе настройка системы, формирование справочников, интеграция с внешними системами, выверка НСИ, перенос начальных остатков, подготовлены пользовательские инструкции и выполнено обучение пользователей.
  7. На ограниченном объеме данных проведена опытная эксплуатация системы, в ходе которой проверены все ключевые бизнес-процессы выполнения заказов, начиная от регистрации договоров, заведения заказов, планирования закупок и производства, отражения операций по выпуску продукции на всех производственных этапах, до отгрузки готовой продукции заказчику.
  8. В рамках этапа опытно-промышленной эксплуатации на полном объеме реальных данных в системе 1С:ERP были отработаны вопросы использования функционала всеми подразделениями предприятия, задействованными в оперативном контуре системы.

Временные рамки реализации проекта — опытная эксплуатация оперативного контура системы была начата в мае 2022 г. В опытно-промышленную эксплуатацию система была переведена в ноябре 2022 г., и проект был завершен 28 февраля 2023 г.

В результате, общая продолжительность проекта автоматизация оперативного контура АО «МКБ Факел» на базе «1С:ERP Управление предприятием» составила 2 года. Основными факторами, оказавшими влияние на сроки реализации проекта, стали высокая сложность бизнес-процессов предприятия и существенный объем нормативно-справочной информации в части конструкторско-технологических данных, потребовавших нормализации и доработки в ходе проекта.

4
Особенности и уникальность проекта

Уникальность проекта определяется совокупностью и сложностью задач, связанных с особенностями предприятия и входящих в рамки проекта. С этой точки зрения, можно выделить следующие особенности, которые характеризуют деятельность АО «МКБ Факел» и которые нашли свое отражение в реализованном проектном решении:

  1. Большой объем НСИ. По сложным заказам число элементов, входящих в ресурсные спецификации, может составлять более 10 000 позиций.
  2. Широкое применение различной спецоснастки, планирование и учет которой необходимо проводить во взаимосвязи с заказами основного производства.
  3. Особенности производственного процесса, состоящие в том, что для изготовления тех или иных изделий и полуфабрикатов необходимо производить дополнительные образцы отдельных узлов или единиц готовой продукции. Это накладывает дополнительные требования к ведению НСИ, учитывающих дополнительные образцы, а также требования в части планирования их изготовления и ведения учета.
  4. Ведение производственной НСИ в отдельном программном продукте PLM со своими устоявшимися особенностями, часто идущими вразрез с логикой ERP-системы.
  5. Постоянный процесс изменения и актуализации спецификаций в PLM-системе с различными вариантами отработки этих изменений (изменения действуют только для вновь запускаемой продукции / изменения должны быть учтены для уже запущенной в производство продукции только в рамках определенного заказа / изменения должны быть учтены для всей уже запущенной в производство продукции).
  6. Длительные производственные циклы заказов, которые могут достигать нескольких лет.
  7. Наличие разных способов и условий выполнения заказов, в том числе включающих использование давальческого сырья, привлечения сторонних контрагентов для выполнения работ, оказание производственных услуг и т.д.
  8. Отсутствие единого подразделения, занимающегося обеспечением потребностей остальных структурных единиц. Есть два основных снабжающих подразделений с совершенно разными особенностями работы и практически каждое подразделение может самостоятельно закупать что-то для собственных нужд.
  9. Необходимость позаказного планирования и позаказного метода учета. Реализации всех требований по ведению учета, связанных с выполнением гособоронзаказов.
  10. Необходимость учета доступной мощности цехов при проведении процедур планирования производства.
  11. Необходимость ведения партионного и серийного учета на уровне, как покупных материалов и комплектующих, так и отдельных узлов и единиц готовой продукции.
  12. Требования обеспечения прозрачного контроля за выполнением нормативов потребления номенклатуры и трудозатрат по выполняемым заказам.
  13. Высокие требования к управлению качеством продукции, включающие управление процедурами входного контроля, проведением испытаний на разных этапах производственного цикла изготовления продукции.

Достижение целей и задач проекта, с учетом указанных особенностей АО «МКБ Факел», потребовало адаптации типовой функциональности системы 1С:ERP. Основными работами по адаптации и развитию типового функционала стали:

  1. Интеграция систем 1С:ERP и PLM-системы в части обмена данными НСИ (номенклатура, ресурсные спецификации).
  2. Большое количество доработок по реквизитному составу документов, различным проверкам реквизитов договоров и связанных с ними документов.
  3. Разработка механизма распределения потребности к обеспечению по менеджерам и разработка отчета, позволяющего детально расшифровывать состояние исполнения задач по обеспечению потребностей, связанных с выполнением заказов.
  4. Разработка нетиповых механизмов генерации документов потребностей по планам производства.
  5. Доработки механизмов планирования производства, обусловленные необходимостью выполнения оперативных корректировок в рамках процессов планирования и диспетчирования производства.
  6. Доработка отражения трудозатрат по заказам, не относящимся к производственному учету и связанная с этим доработка обмена данными с «1С:Зарплата иу правление персоналом! и механизмов распределения в отражении ЗП в учете.
  7. Разработка единого рабочего места для внесения данных производственным персоналом по фактически отработанному времени на выполняемых заказах.
  8. Многочисленные механизмы подсказок и проверок, минимизирующие возможность совершения пользователям «ошибок», связанных с требованиями ведения учёта на предприятии.
5
Результаты проекта

Сократились производственные издержки

5%

Ускорилась обработка заказов

10%
  1. В ходе проекта автоматизированы ключевые бизнес-процессы оперативного контура предприятия:
  • управление нормативно-справочной информацией;
  • ведение учета договоров и управление заказами клиентов;
  • планирование выполнения заказов клиентов с формированием заказов на закупку и производственных заказов,;
  • управление закупками, запасами и производством;
  • ведение производственного учета;
  • управление отгрузкой готовой продукции;
  • ведение бухгалтерского и налогового учета в рамках оперативного контура системы.
  1. За счет интеграции информационных систем «1С:ERP Управление предприятием», «1C:Документооборот», «1С:Зарплата и управление персоналом» и PLM-системы построено единое информационное пространство предприятия, обеспечивающее возможность прозрачного управления операционной деятельностью компании.
  2. Обеспечена прозрачность контроля цикла прохождения заказов от создания заказов до отгрузки готовой продукции заказчикам.
  3. Повышена эффективность взаимодействия подразделений предприятия за счет выполненной в рамках проекта оптимизации бизнес-процессов предприятия и их автоматизации.

Показатели экономической эффективности:

  • на 20% ускорилось получение управленческой отчетности;
  • на 5% сократились производственные издержки;
  • на 10% ускорилась обработка заказов.
Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
700
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Заместитель генерального директора по экономике и финансам АО «МКБ «Факел»
Олег Безверхий
«1C:ERP Управление предприятием» стала центральным инструментом управления операционной деятельностью нашего предприятия. Система позволила сделать прозрачными ключевые бизнес-процессы от заключения договоров до отгрузки готовой продукции, а также выстроить эффективное взаимодействие между подразделениями предприятия.
Публикации,
связанные
с проектом
Новости
13 мая 2024
Выпущен программный продукт «1С:MDM Управление мастер-данными КОРП»

Конфигурация ориентирована на работу с корпоративными мастер-данными крупных предприятий и холдинговых структур. Система представляет собой полностью новую разработку, созданную с учетом опыта разработки систем управления мастер-данными для крупномасштабных организаций.

26 апреля 2024
1С:Психодиагностика образовательного учреждения КОРП. Электронная поставка – выпуск нового продукта

Решение для создания единой региональной (муниципальной) системы организации психологических служб в организациях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования.